
Обсуждение материала: Магия чисел и индекс жесткости ботинка
#1
Отправлено 08 June 2010 - 12:42
Хотя мы покоряем уже глубины океана, а наши корабли бороздят космическое пространство, наша земля остаётся полна различных тайн и загадок. К числу последних относится и индекс жесткости ботинка. Я это осознал, когда начал интересоваться тем, что же это такое, и задавать вопросы на этот счет всем, кто попадался под руку. Конечно, я понимал, что это некая цифра, характеризующая упругую податливость ботинка под действием нагрузки. Но как её определяют, как «начисляют», и в каких единицах она выражается?
#2
Отправлено 08 June 2010 - 12:42
Не думаю, чтобы производители сознательно обеспечивали различную боковую жёсткость при сгибании ботинка вовнутрь и наружу, вроде как причин для этого нет, разве что случайно так получится. Поэтому можно смело считать их одинаковыми и именовать просто боковой жесткостью.
Да ну?? Автор не совсем в теме видимо
У саломона специально для этого был spaceframe. И сейчас есть, правда его делают не явно в виде сотовой структуры, а модулируют толщину пластика.
Он позволяет жёсткость наружу сделать поменьше, чем внутрь, т.к.(примерно) внутренняя нога в повороте согнута, а внешняя распрямлена, и ботинки себя должны по-разному вести
#3
Отправлено 08 June 2010 - 20:07
Я вас уверяю, ещё как в теме, причём очень давно.Да ну?? Автор не совсем в теме видимо
У саломона специально для этого был spaceframe. И сейчас есть, правда его делают не явно в виде сотовой структуры, а модулируют толщину пластика.
Он позволяет жёсткость наружу сделать поменьше, чем внутрь, т.к.(примерно) внутренняя нога в повороте согнута, а внешняя распрямлена, и ботинки себя должны по-разному вести
#4
Отправлено 08 June 2010 - 22:26
Жесткость ботинка определяет его сопротивление сгибанию вперед. Прежде всего о самом понятии "индекс жесткости": в последние годы многими производителями этот самый индекс уже более или менее "стандартизован". В настоящее время практически все компании характеризуют жесткость ботинка в абсолютных единицах — килограмм силы на градус прогиба. (Не на сантиметр, а на градус!) Уверен, что Автор это прекрасно знает. Еще ряд изготовителей определяют жесткость своих моделей в процентном отношении к жесткости гоночной модели, что позволяет сравнить (хотя и весьма приблизительно) жесткость ботинок одной группы, изготовленных различными компаниями-производителями, поскольку у подавляющего большинства брендов жесткость ботинок RD принимается за 150.
С другой стороны, попробовал в реальных условиях ботинки с одинаковой жесткостью двух разных фирм, и выяснилось, что жесткость у них отличается, процентов на 10 по ощущениям, прошу не пинать!), так что Автор, безусловно, прав в том, что каждая компания измеряет, похоже, по своему.
Не готов согласиться с тем, что "...«…считаю существующую систему с более чем 100 уровнями жесткости совершенно излишней. 5 уровней было бы более чем достаточно»" (Dawson). Прежде всего, если уж принято решение обозначать индекс жесткости в килограммах силы на градус прогиба, то зачем от этого отходить? Это во-первых. Во-вторых, ботинки для взрослых "стартуют" с 50 и "финишируют" на 150, да и маркируются через 10 единиц, так что о каких 100 уровнях жесткости идет речь? Максимум 10-11.
5 уровней достаточно? Не соглашусь. Судите сами (примерно): пять уровней жесткости от 50 до 150: 50-70-90-110-130-150. Шаг в 20 единиц - и уровней жесткости уже 6. Думаю, многие серьезно катающиеся отлично знают на своей собственной задней лапе, что шаг в 20 единиц - перебор. 10 - в самый раз.
Не соглашусь и с тем, что "...Не думаю, чтобы производители сознательно обеспечивали различную боковую жёсткость при сгибании ботинка вовнутрь и наружу". Это сейчас именно так - достаточно посмотреть на массу асимметричных решений внешнего ботинка уровня HP (high performance) всех ведущих брендов. А некоторые бренды уже и внутренний ботинок стали делать асимметричным с точки зрения жесткости. Первоисточники - каталоги производителей. Бренды не называю, дабы не упрекнули очередной раз в "продажности".
Абсолютно согласен с тем, что "...Мы должны приходить в магазин, засовывать ногу в специальный сканер..." Это фантастика только для нашей страны и других "не-лидеров" в горнолыжном отношении. Именно с этой процедуры и начинается подбор ботинка в хороших магазинах на курортах Альп. Почему не у нас? Невыгодно: оборудование стоит денег, обучить специалиста тоже, а объем продаж повысится всего на чуть-чуть, затраты за обозримый период не окупятся. Конкурентное преимущество? В общем, да, но все это будет мало востребовано, вспомните хотя бы о персональных стельках - а ведь именно с их изготовления начинается любая персонализация ботинка...
А по поводу предложения "...попросить Дубенецкого, чтобы он и его команда вместе с лыжами тестировали бы и ботинки на предмет их жесткости..." - подумаю. Хотя моя работа в настоящее время и не связана с лыжами и тестами, но... чем черт не шутит? Как выяснилось в этом году, редакция журнала, из которого я ушел прошлым летом на еще более интересную работу, организовать тесты лыж оказалась не в состоянии. А тесты - штука полезная, и будем надеяться, что в следующем году я найду время на то, чтобы организовать и провести это мероприятие. Тогда и о ботинках подумаем.
Удачи всем!
#5
Отправлено 08 June 2010 - 23:31
Смотри не обманибудем надеяться, что в следующем году я найду время на то, чтобы организовать и провести это мероприятие.


#6
Отправлено 09 June 2010 - 09:11
Товарищи ученые. Не сумневайтесь, милые,Смотри не обмани
![]()
Коль, что у вас не ладится, ну там не тот эффект,
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денечек покумекаем и выправим дефект.
(В.С. Высоцкий)
Это я про тесты

А тема про жёсткость, ИМХО, раскрывается в трёх примерно фразах:
- "ньютонметр / градус" - но тут очень важно направление и линейность-прогрессивность характеристики...;
- "дурют нашего брата" - к инженерии всегда примешивается маркетастия;
- "мерить и подгонять надо" - это всяко

#7
Отправлено 10 June 2010 - 13:10
Да ну?? Автор не совсем в теме видимо
У саломона специально для этого был spaceframe. И сейчас есть, правда его делают не явно в виде сотовой структуры,
а модулируют толщину пластика. Он позволяет жёсткость наружу сделать поменьше, чем внутрь, т.к.(примерно)
внутренняя нога в повороте согнута, а внешняя распрямлена, и ботинки себя должны по-разному вести
Никогда особо не интересовался ботинками, так что, пожалуй, точно не в теме. Теперь вот поинтересовался
упомянутой технологией. Действительно, различная боковая жесткость имеет быть заявлена. Я ничего не имею против
и "уравнял" жесткости чисто для сокращения числа измеряемых параметров. Но у меня возникает резонный вопрос: а
зачем? Зачем нужны разные жесткости?
А вот ответ:
"Смягчение ботинка с внешней стороны обеспечивает более точный контроль ведения внутренней лыжи, позволяя
следовать по более оптимальной траектории. Другими словами, применение технологии Spaceframe обеспечивает
более гладкое и быстрое сопряжение поворотов и более точное и безошибочное ведение лыж (практически
подтверждено на Кубке мира)".
Увы, это как-то не убеждает, как не убеждает всё, чему я не могу дать разумное объяснение. Я ещё не встречал
"технологии", которая не обеспечивала бы "более точный контроль", "более гладкое и быстрое сопряжение" и "более
точное и безошибочное ведение". Это уже набивший оскомину стандартный набор рекламных "преференций", и,
судя по концу цитаты, у авторов технологии кроме него ничего за душой нет. "Практически подтвердить" на КМ можно всё
что угодно.
Ботинок, в общем-то, - он цельный, а не состоит из правой и левой половин. Поэтому ослабление снаружи
непременно скажется ослаблением и с внутренней стороны. Прежде чем что-то где-то ослабить, нужно и что-то
где-то усилить.
Поэтому полагаю, что, руководствуясь продекларированным принципом "правильный материал в правильном месте в
правильном количестве", разработчики просто убрали из "неправильного" места некоторое количество
"неправильного" материала, сэкономив на весе и пластике. Ведь "пространственная рама", как они её называют и
как я её понимаю, представляет собой некий силовой каркас, наподобие арматуры, сформированный в пластике
ботинка из пластика же большей толщины или с другими механическими свойствами. И который трогать нельзя,
поскольку он обеспечивает основные рабочие характеристики ботинка. А всё, что вне его, может быть ослаблено
или удалено без особого ущерба для ботинка. А далее
к инженерии всегда примешивается маркетастия;
Но вот уже и Георгий пишет, что жесткостная ассиметрия есть столбовая дорога ботиночного прогресса. Конечно,
интересно бы узнать, какие резоны приводятся в пользу этого. Неужто те же самые? Я вот ничего приличного
придумать не могу. Разве что так:
Внешняя лыжа всё-таки является доминирующей в повороте*), и, если положить, к примеру, среднее распределение
нагрузки между лыжами 1:2, то при равной боковой жесткости в некотором повороте наружный ботинок прогнется,
скажем, на пол-градуса, а внутренний - только на четверть, в результате чего возникнет страшная ассиметрия в
углах закантовки и, соответственно, нарушение "точности и контроля". А вот если сделать наружную жесткость
вдвое меньше, то оба ботинка прогнуться одинаково и точность снова восторжествует.
Единственый полезный смысл в этом - возможность сделать ботинок легче, а всё остальное лыжник спокойно
решает легким манием внутренней ноги.
*) для Spaceframe указывалось, впрочем, что она рассчитана на "практически равную загрузку обеих ног".
#8
Отправлено 10 June 2010 - 13:49
и технология Spaceframe и другие технологии, перераспределяющие жесткость в ботинке облегчают момент перекантовки. Какова механика этого процесса, не знаю, но выглядит это так: колено легче уходит в сторону поворота, чем на обычном ботинке: лыжа меньше находится в раскантованном состоянии и раньше врезается в новую дугу. Особо отмечают в умелости этого достигать, боты рексам. Сало со своей пространственной рамой тоже этого хотело добиться, но не получилось. Именно поэтому и отказались.
Цеховые боты спортсменам уровня кубка мира прослабляют вручную, настраивая под конкретного спортсмена - т.е. в определенных зонах утончают пластик, чтобы бот гнулся в этой зоне лучше. По этой причине, толстостенные цеховые плаги (скорлупа, внешний ботинок), не живут больше одного сезона - лопаются по местам прослабления.
#9
Отправлено 10 June 2010 - 15:57
Товарищи! Поправьте меня, если я ошибаюсь, но кажется, в дуге не возникает никаких сил, способных гнуть даже не самый жесткий ботинок в поперечном направлении. Что-то я не втыкаю, как вообще могут образоваться эти 0,25 или 0,5 градуса. И в каком месте ботинка. Рычага то нет никакого практически...... если положить, к примеру, среднее распределение
нагрузки между лыжами 1:2, то при равной боковой жесткости в некотором повороте наружный ботинок прогнется,
скажем, на пол-градуса, а внутренний - только на четверть, в результате чего возникнет страшная ассиметрия в
углах закантовки и, соответственно, нарушение "точности и контроля". А вот если сделать наружную жесткость
вдвое меньше, то оба ботинка прогнуться одинаково и точность снова восторжествует...
#10
Отправлено 10 June 2010 - 18:09
Товарищи! Поправьте меня, если я ошибаюсь, но кажется, в дуге не возникает никаких сил, способных гнуть даже не самый жесткий ботинок в поперечном направлении. Что-то я не втыкаю, как вообще могут образоваться эти 0,25 или 0,5 градуса. И в каком месте ботинка. Рычага то нет никакого практически...
Присоединяюсь к вопросу. Думал я один не понял и постеснялся лезть к умным людям с глупым вопросом

#11
Отправлено 10 June 2010 - 18:15
Ну, а если просто пошевелить ботинок встёгнутый в лыжу, лежащей на полу... то мы, увидим, что крепления не так уж и жёстко держат на самом деле ботинокТоварищи! Поправьте меня, если я ошибаюсь, но кажется, в дуге не возникает никаких сил, способных гнуть даже не самый жесткий ботинок в поперечном направлении. Что-то я не втыкаю, как вообще могут образоваться эти 0,25 или 0,5 градуса. И в каком месте ботинка. Рычага то нет никакого практически...

#12
Отправлено 10 June 2010 - 21:20
Да, в креплении может быть люфт, но тут же обсуждается деформация именно ботинка. Точнее устойчивость ботинка к этой деформации, или, напротив, ослабление в поперечном направлении для большей лучшести. Меня не покидает ощущение, что это из той же серии, что и "увеличение выразительности ресниц на 70 процентов (с)"Ну, а если просто пошевелить ботинок встёгнутый в лыжу, лежащей на полу... то мы, увидим, что крепления не так уж и жёстко держат на самом деле ботинок
#13
Отправлено 10 June 2010 - 21:32
Стандартная щирина слаломной (к примеру) лыжи около 65 mm, при этом глубина врезания на "спортивном" склоне вряд ли превышает 10 mm. Если осреднить пополам и то и это, то разница примерно изображает плечо изгибающего момента. Не напрямую, конечно, поскольку через крепления всё передаётся, но результат будет тот же.Товарищи! Поправьте меня, если я ошибаюсь, но кажется, в дуге не возникает никаких сил, способных гнуть даже не самый жесткий ботинок в поперечном направлении. Что-то я не втыкаю, как вообще могут образоваться эти 0,25 или 0,5 градуса. И в каком месте ботинка. Рычага то нет никакого практически...
#14
Отправлено 10 June 2010 - 21:41
Ну, а если просто пошевелить ботинок встёгнутый в лыжу, лежащей на полу... то мы, увидим, что крепления не так уж и жёстко держат на самом деле ботинок
Yes and natuerlich! Но даже при наличии зазоров между креплениями и ботинком силы и моменты будут передаваться без искажений. После выборки люфтов.
#15
Отправлено 10 June 2010 - 22:10
Вполне допускаю, что есть вещи, найденные опытным путем, в результате "проб и ошибок". И которые трудно пока объяснить. Может и с жесткостью так обстоит дело. Но если мне в этом честно признаются, то это меня убедит больше, чем те лозунги, что я приводил ранее.С чужих слов:
и технология Spaceframe и другие технологии, перераспределяющие жесткость в ботинке облегчают момент перекантовки. Какова механика этого процесса, не знаю, но выглядит это так: колено легче уходит в сторону поворота, чем на обычном ботинке: лыжа меньше находится в раскантованном состоянии и раньше врезается в новую дугу. Особо отмечают в умелости этого достигать, боты рексам. Сало со своей пространственной рамой тоже этого хотело добиться, но не получилось. Именно поэтому и отказались.
Цеховые боты спортсменам уровня кубка мира прослабляют вручную, настраивая под конкретного спортсмена - т.е. в определенных зонах утончают пластик, чтобы бот гнулся в этой зоне лучше. По этой причине, толстостенные цеховые плаги (скорлупа, внешний ботинок), не живут больше одного сезона - лопаются по местам прослабления.
#16
Отправлено 10 June 2010 - 22:25
А я не про люфты в креплениях (которые уже тогда пора заменить), а про величину усилия...даже если встать на лыжу, тем самым увеличив нагрузку.Yes and natuerlich! Но даже при наличии зазоров между креплениями и ботинком силы и моменты будут передаваться без искажений. После выборки люфтов.
#17
Отправлено 11 June 2010 - 09:56
А тема про жёсткость, ИМХО, раскрывается в трёх примерно фразах:
- "ньютонметр / градус" - но тут очень важно направление и линейность-прогрессивность характеристики...;
- "дурют нашего брата" - к инженерии всегда примешивается маркетастия;
- "мерить и подгонять надо" - это всяко
ну, мне кажется тут посложнее:
1. направление, это как?
то есть давишь вперд, а ботинок пошел гнуться вперд и в бок? Как одно из следствий ассиметрии (скорее не жесткости калоши и голенища, а положения "оси" или конфигурации узла соединения верх-низ)...
Михаил, очень интересная мысль! Может, оно и полезно было бы. Не замечал, не разбирался.
2. Линейность - всеми 4 конечностями за: это важно! Берем бот нижнего уровня, он на 10-20 град вперед идет без сопротивления и естественно неупруго возвращается назад. Что в статье очень правильно называется гистерезис. Ботинки с большим гистерезисом для активной езды НЕПРИГОДНЫ!!!
Интересно, что происходит в конце петли гистерезиса: голенище упирается в калошу, раздувается область шарнира, на плохих ботах раскрываются застежки и даже выгибается подошва (!). При нормальной езде до этого состояния должен быть хороший запас.
3. Ох, дурют! Рекламу почитаешь, так у нас ноги с каждым годом все ассиметричнее становятся... Ужос.
Сколько цехи не смотрел, все там дубово и симметрично, как в валенках

4. Поперечный люфт (платы-крепы) и слабость ботинка - это плохо!
Лыжа становится менее четкой на жестком и именно в критический для техники момент - на заходе.
Почувствовать это в чистом виде сложно, но если нечетко зашел, хуже едешь полдуги.
Почувствовать важность передачи закантовки (наверно это не только жесткость) явно легко в карвинге на талии от 78: добрый рэйсовый ботинок держит эти лыжи на жестком гораздо лучше (идея Каниовского, проверял на себе).
5. Не стал бы говорить про жесткость НАЗАД, типа все назад не гнуться, стоят в упоре. Однако мерил в Ашане копеешный Доломит (в каталоге таких не было), который упруго работал голенищем НАЗАД от вертикали!!!
6. Примерку и подгонку никто не отменял! Характер жесткости субъективно сильно зависит от положения пятки в ботике по высоте (знаю, поскольку очень низкий подъем).
Мне нравятся жесткие рэйсы, но ТОЛЬКО если подъем сидит на месте, если опускаю - неудобно и даже больно.
Теоритически это понятно - уменьшаю рычаг и убираю лишнее трение вдоль голени (геометрия).
7. От зажима застежек жесткость субъктивно повышается, но по 2 застежке очень интересно проверить механникой. По геометрии должно быть наоборот!
8. Большинство "переключалок" жесткости работают или нет не замечаю. Работали пружины на Дахштейне, работают сквозные винты на рэйсе.
#18
Отправлено 11 June 2010 - 10:04
Верится охотно....... Особо отмечают в умелости этого достигать, боты рексам....
Вертел как то Рексам в руках. По моему это единственный бот, в котором здравый смысл победил традицию на отдельном участке фронта

Ремень сделан как надо - т.е. прижимает к голени не переднюю часть скорлупы, а язык внутренника. Скорлупа в этом месте имеет вырез.
А сам ремень затягивается как Booster.
Сообщение отредактировал Head-Hunter: 11 June 2010 - 10:06
#19
Отправлено 11 June 2010 - 10:34
#20
Отправлено 11 June 2010 - 11:08
Значит они тоже молоццы!у Lange тоже язык прижимает и тоже вырез

Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных