X Спасибо, Ваш голос за продвижение этого комента
в самостоятельный пост в блогах принят.
Модераторы рассмотрят вашу заявку.

Перейти к содержимому


Фотография

Человеческий фактор, часть 3, мысли вслух


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 98

#1 Intacto

Intacto
    • 4
    • 5
    • 5
  • Лыжебордеры
  • 827 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 13 March 2015 - 23:08

*
Популярное сообщение!

17112_1426276537.jpg


Читать далее в блоге >>
  • 38

#2 terminator1

terminator1
    • 1
    • 1
  • Лыжебордеры
  • 10429 сообщений
  • Город:CПб

Отправлено 14 March 2015 - 01:28

thumbs_up.gif
  • 0

#3 edgarsr

edgarsr
    • 38
    • 13
    • 4
  • Лыжебордеры
  • 3250 сообщений
  • Город:Туманный Альбион

Отправлено 14 March 2015 - 03:34

Спасибо! Давно искал описание ко втророй верии Авалуатора, ибо его уже больше не купить, канадцы убрали с сайта, по слухам кто-то их хотел засудить. 
  • 0

#4 Intacto

Intacto
    • 4
    • 5
    • 5
  • Лыжебордеры
  • 827 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 14 March 2015 - 10:15

на самом деле он есть в продаже еще, но да, там было много дрязг вокруг него. Сами авторы так и писали, что это дополнительный инструмент, а не для окончательного принятия решений, что он ограничен в возможностях и нужна дополнительная оценка и т.д. Даже математическая модель имеет ограничения (если интересно - дам ссылку на ее описание). Но люди брали его как окончательную и решительную бумажку, потом были попадания в лавины и жалобы - как же так?! Другие эксперты тоже писали, что так нельзя... поэтому и тут пишу, что это не как завершенный инструмент, а как модель, позволяющая выстроить алгоритм действий и принятия решений и стоит ее развить дальше, встроив проверки.
  • 1

#5 maxtreme

maxtreme
    • 15
    • 5
    • 1
  • Лыжебордеры
  • 287 сообщений
  • Город:Красная Поляна

Отправлено 14 March 2015 - 10:31

Отличная статья Ден!Конечно, многим и тут будет что то не понятно, особенно "диванным райдерам", но кому то это точно поможет в принятии верных решений. Я вот несколько лет назад что-то похожее писал, материал немного устарел:) но тоже дополнительная информация
  • 1

#6 skiernik

skiernik

    репутация=0K=-273.15 °C=-459.67 °F

  • Лыжебордеры
  • 12384 сообщений
  • Город:Самара

Отправлено 14 March 2015 - 10:54

".....Человеческий фактор и есть та самая причина. Не погода, не случайность или незнание, а именно те или иные ошибки, связанные с невнимательностью, ленью, спешкой, замыленным взглядом, тем самым «авось» или переоценкой своих сил. Из-за таких вот моментов нарушаются правила поведения в горах, проводится неверная оценка опасности и все это может закончиться трагедией. Причем очень часто таких вот ошибок/нарушений несколько и когда они накапливаются ловушка схлопывается." (с)

 

Здорово! good.gif


  • 0

#7 VEKSA

VEKSA
  • Лыжебордеры
  • 140 сообщений
  • Город:МОСКВА - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!

Отправлено 14 March 2015 - 11:44

Спасибо большое, за труд и проработку очень важной темы. Хорошую систематизацию и грамотную подачу материала. Хочу немного добавить:  У каждого участника должен быть сформулирован четкий алгоритм действий в экстремальных ситуациях. Последовательность действий должна быть на раз, два, три..  Склон под тобой поехал - делаю  это, это и это.  Уже несёт в лавине -  .....  Ты остался цел - нужна помощь другим - ... ...  Потому что вспоминать тезисы лекций и последовательность действий, будет некогда.  Очень важный момент - стараться сохранять спокойствие, не поддаваться панике и думать только о положительном исходе ситуации.

Сообщение отредактировал VEKSA: 14 March 2015 - 12:07

  • 0

#8 mintgreg

mintgreg
    • 9
    • 2
  • Лыжебордеры
  • 144 сообщений

Отправлено 14 March 2015 - 21:15

Хороший материал, спасибо автору. Пара слов от себя.
Говоря о принятии решений, нужно обязательно учитывать такую связку понятий как Вероятность и Последствия. Если вероятность схода лавины невысокая, но последствия серьезные (по причине размера лавины, ловушек рельефа, большом количестве человек которые могут оказаться в лавине и т.д.) это одна ситуация, в которой персонально я скорее откажусь от выхода на склон. Если же вероятность схода высокая, а последствия потенциально не очень серьезны (небольшой размер лавины, пологий выкат потенциальной лавины и т.д.), то подход к вопросу может быть другим. Лучший же вариант, это конечно низкая вероятность и потенциально несерьезные последствия.
Безусловно, это не значит что в первом случае надо отказываться от подъема/спуска, а во втором смело выходить на склон, все зависит от каждого конкретного случая. И еще очень важно понимать, что для  оценки вероятности и последствий нужны качественные знания и умения.

К вопросу о человеческом факторе. Есть типичные примеры ошибок, их полезно знать и время от времени спрашивать себя - а не влияет ли на меня та или иная мысль? Примеры ошибок (лишь часть):
- Мысль только о достижении цели, и все действия подчиняются ей.
- Мысли о чем угодно, но не о происходящем (долги по ипотеке, вчерашняя красотка из бара и т.п.).
- Недосып и выпивка накануне (объяснения тут не нужны, все очевидно).
- Ошибочные суждения - «здесь никогда раньше не сходили лавины, поэтому мы уверены в стабильности склона».
- Переоценка возможностей группы, самонадеянность.
- "Запах стойла" - когда решения принимаются исходя из факта что до дома рукой подать, мы уже почти в дома (в безопасности) и т.п.
  • 2

#9 Berenis

Berenis
  • Лыжебордеры
  • 184 сообщений
  • Город:Раменское

Отправлено 15 March 2015 - 00:44

thumbs_up.gifСпасибо!
  • 0

#10 Intacto

Intacto
    • 4
    • 5
    • 5
  • Лыжебордеры
  • 827 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 15 March 2015 - 16:48

Спасибо, по поводу вероятность-последствия верный коммент - в оценке рисков это важно и в предложенную модель хороо ложится в целом.
Пр оошибки и мысли было в первых двух частях достаточно, хотя можно развивать и развивать. Эта часть - чисто пути ухода от таких ошибок, потому что если именно думать "а не мешает ли мне что-то?" или "что может сказаться на моих решениях?" - это еще одна субъективная и непростая оценка, в которой можно легко ошибиться. Именно поэтому и предлагаю чисто прагматичный и холодных подход. Но в целом оценка важна. После выхода обычно всегда прикидываю для себя и очень часто вижу те или иные косяки, поэтому и озаботился этой проблемой.
  • 0

#11 mintgreg

mintgreg
    • 9
    • 2
  • Лыжебордеры
  • 144 сообщений

Отправлено 15 March 2015 - 17:15

Вероятность и последствия не могут хорошо ложиться в эту модель, в современном прикладном лавиноведении они являются частью модели по умолчанию :)

Позволю себе не согласиться в части обращения к самому себе с вопросом "а не ерунду ли я сейчас делаю?". Зная типичные ошибки (а чаще всего в них все и упирается), их легко заметить за собой либо за партнерами по скитуру/катанию, и как раз тут ошибиться вариантов гораздо меньше, чем при принятии комплексного решения. И это тоже часть современного лавиноведения, отрицать ее и подменять собственными понятями неправильно.

PS Почитал первые две публикации по теме. Они неплохи, но надо сказать что переводной материал, даже если сделан профессиональным переводчиком, но без специальных знаний (на том же уровне что и у автора материала) читается и воспринимается очень тяжело, и в итоге любителям (на кого очевидно публикации и рассчитаны) пользы получается немного. Это не камень в ваш огород, просто ремарка со стороны.
  • -4
    Возможен автобан! - Что это?
    Если сообщения Автора не старее 6 часовой давности набрали 5 минусов от различных Участников форума, то:
    2. Автор банится на 12 часов.Об этом он разнообразно уведомляется. Личка при этом работает, так что если что, то пишите админам.
    3. Если он второй раз за 24 часа попадает в АвтоБан то его банят на 36 часов.
    Сделано сие, для того чтобы не разрастались словесные перепалки и не культивировался троллинг.
  • Наверх

#12 Intacto

Intacto
    • 4
    • 5
    • 5
  • Лыжебордеры
  • 827 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 15 March 2015 - 18:01

Вот на тему любителей, кстати, момент. Мое ИМХО, что это и есть материал не для совсем новичков. Если человек не знает базы, не понимает основ и вообще не сведущ в теме, то ему это не понятно и в целом пока мало пригодно. Тут пока речь идет не о человеческом факторе (ну за исключением банальных вещей, типа езды по следам и переоценки сил), а просто о непонимании опасности и того, что должно делаться, чтобы ее избежать - на данном этапе это чаще необразванность, чем эффект человеческого фактора. Еще раз, спорное имхо, но на мой взгляд база первостепенна, иначе да, будет непонимание этой темы.
Или под любителями подразумеваются не профессионалы, не гиды и т.д., а вообще любые самостоятельные райдеры?

Сообщение отредактировал Intacto: 15 March 2015 - 18:07

  • 2

#13 Stas Boroda

Stas Boroda
  • Лыжебордеры
  • 1249 сообщений

Отправлено 15 March 2015 - 18:02

Спасибо! Давно искал описание ко втророй верии Авалуатора, ибо его уже больше не купить, канадцы убрали с сайта, по слухам кто-то их хотел засудить. 

а что там продается? цветная картонка в ламинате? я просто не знаю...


  • 0

#14 Intacto

Intacto
    • 4
    • 5
    • 5
  • Лыжебордеры
  • 827 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 15 March 2015 - 18:08

в целом да - карточка и буклет с кратким описанием методики и прочих реверансов
  • 0

#15 Stas Boroda

Stas Boroda
  • Лыжебордеры
  • 1249 сообщений

Отправлено 15 March 2015 - 18:17

в целом да - карточка и буклет с кратким описанием методики и прочих реверансов

может уже пора забахать приложение для ведроида?

экран 1 - оценка лавинной опасности - на подобие авалачера или по европейской методе

экран 2 - общие сведения по лавинной опасности для конкретного места - по местоположению

экран 3 - телефоны экстренных служб -  по местоположению

экран 4 - прогноз погоды с виндгуру -  по местоположению

экран 5 - статьи и материалы по лавинной безопастности 

экран 6 - отели/такси/бары/реклама... 

зы. это мог бы сделать ски.ру, например....


Сообщение отредактировал Stas Boroda: 15 March 2015 - 18:25

  • 0

#16 mintgreg

mintgreg
    • 9
    • 2
  • Лыжебордеры
  • 144 сообщений

Отправлено 15 March 2015 - 18:21

Да, конечно, любители это не равно новички, это вообще все кто занимается зиминими активностями в удовольствие, а не по роду профессии.
При получении профессионального лавинного образования (Канада, США), вопрос человеческого фактора рассматривается в обязательном порядке и является частью учебного/экзаменационного процесса. А у гидов еще глубже, поскольку человеческий фактор, это не только про лавины, это вообще про человеческие ошибки.  
  • 0

#17 Intacto

Intacto
    • 4
    • 5
    • 5
  • Лыжебордеры
  • 827 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 15 March 2015 - 18:47

экран 6 похож на игру "найди лишнего" :)
статьи и материалы по безопасности в оперативном доступе не нужны ИМХО - это вопрос изучения и тренировок "на берегу", да и их великое множество, так что скорее каталогизация, ей я думал заняться, кстати.
Для остального приложения есть, например Mammut Safety App, но их, мягко говоря, недостаточно, да и информацию в них всю не вобьешь. Полноценное приложение сделать ну просто очень сложно, потому что много вариантов. И да, не всегда есть мобилочка под рукой - выход на 2-3 дня и привет. А так сейчас изучаю последнюю разработку - внетрассовый навигатор с 3-мерными картами, внетрассовыми маршрутами, характерными лавинными зонами на курорте, зонами ледников и т.д. Очень крутое ПО, постараюсь сделать обзор со скриншотами на примере региона Шамони. Одно НО - на инглише и для ограниченного числа зон (такая проработка требует очень много времени дя каждого региона, что понятно).
  • 0

#18 карачай

карачай
  • Лыжебордеры
  • 697 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 16 March 2015 - 21:04

Классно и понятноgood.gif


  • 0

#19 starper

starper

    Просто Стар Первый

    • 1
  • Лыжебордеры
  • 30852 сообщений
  • Город:Лесопарковая зона

Отправлено 19 March 2015 - 17:58

Спасибо! Хорошая статья

"Говоря о принятии решений, нужно обязательно учитывать такую связку понятий как Вероятность и Последствия. Если вероятность схода лавины невысокая, но последствия серьезные (по причине размера лавины, ловушек рельефа, большом количестве человек которые могут оказаться в лавине и т.д.) это одна ситуация, в которой персонально я скорее откажусь от выхода на склон. Если же вероятность схода высокая, а последствия потенциально не очень серьезны (небольшой размер лавины, пологий выкат потенциальной лавины и т.д.), то подход к вопросу может быть другим"

а вот это надо обсудать еще)
  • 0

#20 mintgreg

mintgreg
    • 9
    • 2
  • Лыжебордеры
  • 144 сообщений

Отправлено 19 March 2015 - 20:08

*
Популярное сообщение!

В стране было полно специалистов по сбитым самолетам, геополитике и прочему, так теперь все стали специалистами в лавиноведении.
Прежде чем что-то обсуждать, проверьте, соответствует ли ваш уровень знаний обсуждаемой теме. И если не соответствует, обсудите лучше что-нибудь другое.

Сообщение отредактировал mintgreg: 19 March 2015 - 21:48

  • 3




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных