Теперь по второй части вашего вопроса. Я находился все эти дни в ущелье. Сам я, кроме того, что являюсь Президентом Федерации экстремальных видов спорта и путешествий Республики Бурятия "Байкальский экстрим" и местным гидом проводником в районе, катаюсь в ущелье с 2001-го года и регулярно наблюдаю его на предмет лавиноопасности. В ущелье по результатом этих наблюдений установлены мной информационные щиты с общей информацией по лавинам и катами-схемами лавиноопасных участков. Как Президент профильной федерации и главный судья проводил в ущелье несколько соревнований по фрирайду.
Теперь что касается непоследственно этого случая. Накануне я водил в районе небольшую группу ски-туристов-фрирайдеров из Германии. Мы находились и ходили в районе с 7 по 10 марта и встречались с французкой группой и на склонах и вечером в неформальной обстановке 9 марта. В день трагедии я уже водил другую группу из Иркутска и мы находились относительно недалеко от проишедшего и заходили в Северный цирк утром 12 марта по следам французкой группы. Меня ещё тогда очеь удивило почему они выбрали именно этот маршрут.... Ведь в районе после мощного снегопада с ветром, который прошёл 10 марта, уже второй день стояла солнечная и, самое главное, очень тёплая погода (около +20 ). Склоны южных и западных экспозиций были очень лавиноопасны. В связи с этим, я со своей группой выбрап для катания относительно безопасный северо-западный склон в лес ной зоне с отличным зимним снегом. Узнал о трагедии после спуска, уже в своём домике, где быстро попрощавшись с группой, почти бегом отправился ски-турить к месту трагедии. так как знал из сообщений по радиосвязи, что у ребят, которые занимались спасработами на месте, возможно возникнет проблема со связью с другой частью группы и с спасслужбами. Так оно и оказалось. Аккумуляторы у рации гида проводника Сергея Арсентьева садились и связь с ними пришлось осуществлять до позднего вечера только через меня. Я работал как ретранслятор находясь с 15:00 до 20:00 на вершинах водораздела и у места схода лавины. Спустился на лыжах уже в темноте, убедившись что Сергей и двое французов участвующих в поисках Бертрана благополучно вышли из ущелья Осиновка на встречу с снегоходной группой, которая пробивалась к ним от автомобильной дороги.
На следующий день я осуществлял кородинацию работы спасателей и пилотов вертолёта, находясь всё время на вершине и наблюдая за ходом работ по эвакуации тела пострадавшего с лавиноопасного склона. Дело в том, что снег на склоне на котором это всё произошло сошёл лишь на треть и был очень большой риск схода повторной лавины. Мне пришлось наблюдать за ходом спас работ сверху и наблюдая склон, в случае его схода, вовремя предупредить спасателей. Кроме этого, я участвовал в транспортировке и передаче тела в морг Улан-Удэ и во всех связанных с этим процедурах.
Вот, пожалуй и всё... просто этот склон где всё это произошло мне очень хорошо знаком. В январе 2008-го года я то же оказался там в подобной ситуации и попал в лавину. Но мне тогда просто повезло, я вовремя успел среагировать и оказался на линии отрыва...
Ещё раз выражаю глубочайшие соболезнования родным и близким... да же коротко по-общавшись накануне трагедии с франзузами и с Бертраном лично у меня остались об этом только хорошие и тёплые воспоминания....
Прилагаю карту-схму лавиноопасности района, которую ещё в 2010-м году разместил на больших информационных щитах в ущелье реки Большой Мамай.
