Гойко Митич сказал(а) 09 Июн 2025 - 20:26:
А относительно лыж, на которых мы стоим Ц БС существует? мы ведь, в целом, не перемещаемся относительно лыж Откуда берется вес, в несколько раз превышающий силу притяжения Земли. и сила, сажающая лыжника на задницу
У тебя в 1 абзаце поместилось 3 вопроса.
1. Лыжи - по-моему очень неподходящая неинерц. со, поскольку как едут лыжи - непонятно, они поворачивают по дуге переменного радиуса, причём радиус поворота меняется от (чтобы не употреблять слово "бесконечность", лучше перейти к кривизне=1/радиус). Кривизна поворота лыж меняется от 0 при перекантовке до 1/10 у любителя в повороте, кроме того лыжи едут то замедляясь, то ускоряясь в пределах поворота. По-моему лыжи совсем не годятся в качестве системы отсчёта, эта "система" ничего не упрощает.
От неинерц. со требуется чтобы она была понятной, а лучше всего примитивно простой - как например, вращение планеты.
При расчёте облегчения тела на экваторе неинерц. со вращения Земли простая и вопросов не вызывает, хотя можно так же просто получить это число глядя на Землю со стороны (из инерц. со) - тело на экваторе теряет в весе на вращающейся сфере так же как при движении по выпуклому мосту, тот же самый параллелограмм сил, только в противоположную сторону.
То что износ рельса, подмыв берега, закручивание циклонов объясняют кориолисовой силой (это ведь тоже мнимая сила инерции), я уверен, что можно объяснить без силы кориолиса, а глядя на вращающийся тяжёлый шар снаружи, но в инете я пока ничего не нашёл интересного на эту тему.
2. Вес лыжника - это сила, с которой он давит на склон, она равна по величине реакции опоры и противоположно направлена. Это не равно "цб силе". Давление на опору равно "цб силе" при быстром вращении (двигатель), когда силой тяжести можно пренебречь, это не наш случай. Вес любителя при катании меняется от 0 при перекантовке в воздухе до 1.3 веса в покое в апексе поворота. Всё что больше - это по-моему уже профессиональный спорт.
При эксцессах типа зарезания, втыкания лыж и последующего падения в механике существкет слабое звено, которое ломается, предохраняя от повреждения дорогостоящий механизм. Слабым звеном должны быть крепления.
3. Чтобы "посадить на задницу", большой силы не надо, у любителя - это по-моему не более 30 кгс. Лыжа упрощённо - это балка на двух опорах, нагруженная посередине силой и моментом. Момент создаётся жёсткой конструкцией ботинка и крепления.
По причине жёсткости конструкции крепления ботинка к лыже перемещение корпуса вперёд-назад по лыже (перецентровка) , а так же изменение условий скольжения (силы трения, приложенной к лыже) перемещает нагрузку по лыже вперёд- назад в процессе поворота так что она не проходит через цт в продольном направлении, а проходит либо ближе к носкам, либо ближе к пяткам. Это зависит от положения корпуса вперёд-назад и величины силы трения (изгиба лыж в резаном ведении, их проскальзывания боком).
При перекантовке, когда трение отсутствует корпус должен быть перпендикулярен склону, чтобы давление было в середину лыж, то в апексе крутого поворота, в котором скорость не увеличивается, корпус стоит вертикально, чтобы давить в середину лыж. Перецентровка определяется разницей в силе трения в повороте и между поворотами. По-моему в слаломе (когда некогда перецентровываться) и в любительском катании ( если лень перецентровываться), перецентровку корпуса заменяют быстрой разгрузкой.
4. Быстрая разгрузка любителю поможет вовремя перецентроваться.